Вот, перевод нашла сама. Его, оказывается, давно выложили на фсньюс
http://fsnews.ru/index-m-single-id-457.html Статья, действительно, интересная, но весьма спорная. Согласиться можно далеко не со всеми утверждениями. Автор явно ориентирован на Канаду. А наших она просто не заметила, как будто спортсменов из России на ЧМ не было вовсе.
Огни и тени "Скандинавиума"
Соня Бьянкетти
Чемпионат мира по фигурному катанию 2008 года прошел в Гетеборге, Швеция, на замечательной арене "Скандинавиум". Стадион ежедневно был забит под завязочку восторженной толпой - лучшей атмосферы фигуристы и желать не могли.
Посещение всех соревнований было делом нелегким и утомительным. В первый день мы посмотрели выступления 53 девушек с короткими программами и завершили его просмотром произвольных программ 20 пар. Четырнадцать часов подряд на стадионе - это кошмар даже для самого преданного болельщика. Не говоря уже о стандартах, продемонстрированных выступавшими девушками, половина которых оказалась не в состоянии набрать даже того количества баллов, которое приличествует новичкам [возрастная категория "novice", предшествующая юниорской категории].
Не исключено, что ISU должен серьезно оценить давно возникшую идею, которая была настоятельно поддержана Техническим комитетом несколько лет назад: речь идет о рассмотрении европейского чемпионата и Турнира четырех континентов как квалификационных соревнований перед ЧМ. Ведь нынешняя ситуация не имеет смысла: фигуристы приезжают со всех континентов вместе со своими тренерами, руководителями групп, судьями и чиновниками национальных федераций лишь для того, чтобы выйти на лед, откататься там 2 минуты 50 секунд, и отправиться домой.
За очень редкими исключениями, качество катания в соревнованиях всех видов выглядело крайне неутешительным. Даже программы топ-фигуристов пестрели ошибками, и сказать, что оценки сбивали с толку, - значит ничего не сказать.
В парах первое место досталось Алене Савченко и Робину Шолковы из Германии - весьма сомнительно. Они завоевали титул, но, по моему мнению, лучшими не были. Они не были восхитительны. Они не показали лучшего своего катания. Они начали программу с прекрасного выброса в тройной флип, но на втором же элементе, каскаде тройной тулуп-тройной тулуп, Савченко очень плохо приземлилась после первого прыжка. После этого они запороли параллельные тройные сальховы, когда он упал, а она коснулась льда обеими руками, чтобы удержаться на ногах.
В целом они откатали программу с большой силой, в прекрасном унисоне и несколько замедленном темпе. Несмотря на две серьезные ошибки, немцы получили самую высокую техническую оценку на чемпионате и опередили остальных в программных компонентах. По моему мнению, которое разделили многие другие спортивные чиновники и журналисты, это было неправильно. Пасхальный подарок чемпионам Европы?
Канадцы Джессика Дюбе и Брайс Дэвисон заняли второе место по итогам произвольной и третье место - по итогам чемпионата. Они откатали превосходную, технически сильную программу, с отличными поддержками и выбросами. Их единственная ошибка была допущена во время приземления выброса в тройной лутц, что стоило им потери 0,50 балла по ГОЕ. Их программа была грамотно построена и прекрасно поставлена с точки зрения хореографии. Они откатали ее со страстью и изяществом, интерпретируя музыку всем сердцем. Для меня их выступление было лучшим в тот вечер. Однако они заработали лишь вторую сумму балов за технику и были лишь пятыми в программных компонентах. Фарс!
Женские соревнования, как ожидалось, должны были вылиться в борьбу между японскими фигуристками и Ю-На Ким, победительницей Финала гран-при. Но события стали разворачиваться по-другому: все планы опрокинула Каролина Костнер. Ее оценка снова вызвала массу вопросов.
В короткой программе Юкари Накано из Японии вышла на лед первой из группы сильнейших. Она откатала программу абсолютно чисто, с нулями или плюсами по ГОЕ. Она приземлила тройной флип-двойной тулуп и тройной лутц. Ее вращения были замечательны и, если не считать второго уровня за дорожку шагов по прямой, все ее элементы оценивались третьим и четвертым уровнем. Она была третьей по сумме баллов за технику и лишь девятой - в программных компонентах, за которые получила в среднем около 6 с половиной баллов.
Следующей вышла японка Мао Асада, поразившая всех своими легкими, летящими прыжками. Ее каскад тройной флип-тройной тулуп, тройной лутц и двойной аксель были просто великолепны, хотя она и зашла на лутц с неправильного ребра. Ее вращения и спирали были прекрасны и в целом программу можно было оценить как великолепную и изящную.
Сразу же после Асады наступила очередь Каролины Костнер. Она открыла программу хорошо исполненной комбинацией тройной флип-тройной тулуп, но на следующем тройном лутце оступилась при приземлении. Вращалась она в замедленном темпе, а сами вращения были не лучшего качества, хотя дорожки шагов выглядели очень интересно. Связующие элементы, впрочем, были довольно простенькими. В ожидании оценок я беседовала с несколькими чиновниками о том, какого места она заслуживает – второго, или третьего? И в этот момент объявили оценки: ей дали первое! Мы были в шоке. Это явно не соответствовало действительности! Некоторые решили, что, поскольку я итальянка, я должна быть счастлива и гордиться этим результатом, но все получилось наоборот: мне было стыдно. Потому что мое главное убеждение заключается в том, что справедливое отношение к выступлениям спортсменов - вне зависимости от их национальности, - является основным моментом доверия к спорту. Первой должна была быть Мао Асада. И хотя разница по сумме баллов между этими двумя фигуристками была крайне невелика, 1,12 пунктов, результат все равно был неправильным. Интересно, что некоторые представители судейской бригады, оценивавшей выступления девушек, согласились с этим мнением. Еще один пасхальный подарок европейской чемпионке?
В произвольной лишь три фигуристки из 24 выполнили почти чистые прокаты: Сара Маер из Швейцарии (она неправильно зашла на тройной лутц), Юкари Накано (ее тройной аксель и тройной флип получили минусы по ГОЕ) и Ю-На Ким, которая допустила небольшую ошибку при приземлении тройного сальхова. Остальные спортсменки откатались с различной степенью кошмарности.
Каролина Костнер заняла третье место по итогам произвольной и завершила чемпионат на втором месте, уступив золотой медалистке лишь 0,88 балла. Она начала с хорошо исполненного каскада тройной флип-тройной тулуп, но выехала с касанием тройной лутц и плохо приземлила тройной флип. Затем она чуть не упала на тройном сальхове-двойном тулупе, коснулась льда на выезде из тулупа, исполняя комбинацию двойной аксель-тройной тулуп, и получила минус за неуклюжее приземление двойного акселя. Но, несмотря на все свои ошибки, она проиграла лишь одну сотую балла по технике Мао Асаде, и лишь три балла - Ю-На Ким.
Первым прыжком в программе Мао Асада должен был стать тройной аксель. Она прекрасно приземлила его во время разминки. Свою программу она начала катать на большой скорости и очень уверенно, но в момент захода на тройной аксель слишком сильно откинулась назад, крайне неудачно споткнулась, "соскользнула" с края лезвия и упала, рикошетом отлетев к бортику. В этот момент ее сердце наверняка остановилось - равно как и сердца восьми тысяч зрителей в зале. Она поднялась на ноги и выглядела при этом крайне расстроенной, но у нее хватило сил собраться и докатать остальную часть программы. Она продемонстрировала прекрасные дорожки шагов и вращения, была очень выразительной и артистичной. Впрочем, падение на акселе стало не единственной ее ошибкой в элементах. Заход с неправильного края лезвия на тройной лутц и съем баллов по ГОЕ за исполнение комбинации тройной флип-тройной тулуп. За технику она получила вторую сумму баллов, опередив Каролину Костнер лишь на одну сотую, в то время как ее программные компоненты были оценены выше, нежели у других, в общей сложности за программу она получила 60.57 баллов.
Ю-На Ким выиграла произвольную программу благодаря своему роскошному катанию. Она начала с великолепного каскада тройной флип-тройной тулуп и приземлила в общей сложности пять тройных, завершила программу двойным акселем и прекрасным вращением со сменой ноги. Она откаталась почти чисто, допустив лишь пару незначительных ошибок: не совсем удачное приземление тройного сальхова и бабочка на тройном лутце. Ее техника великолепна, кроме того, она прекрасно двигается по льду. Наблюдать за ней - сплошное удовольствие. На мой взгляд, в тот вечер она была лучшей. Однако ее оценки за компоненты этого не отразили. Ее результат - всего 58.56, лишь на 0,4 балла больше, чем у Каролины Костнер, и почти на 1,03 меньше, чем у Асада. Если бы ее выступление оценили справедливо, даже несмотря на то, что она была лишь пятой в кроткой программе, возможно, она завоевала бы чемпионский титул.
Выступления мужчин в финале варьировались от трагичного до грандиозного, и все это случилось в последней группе. Это в очередной раз доказывает, что никакой определенности в оценках конкурентов быть не может, и все зависит от удачи.
Первым фигуристом сильнейшей группы, который вышел на лед, был Томаш Вернер, чемпион Европы. Звездным элементом его программы должен был стать открывающий ее четверной, который он приземлил с касанием рукой - первый из семи элементов, выполненных с ошибками. В дополнение к этому он приземлил лишь два тройных прыжка, тройной аксель и тройной флип. Он упал при попытке прыгнуть второй четверной тулуп, получил огромный минус за аксель и прыгнул бабочкой три тройных. Жалкое зрелище! Однако, несмотря на все эти ошибки, которые полностью разрушили его программу, за компоненты он получил 69.92 балла - шестая сумма за компоненты по итогам произвольной! Как могло случиться, что он получил оценки, близкие к семи, за то, что мы называем "артистической составляющей" проката - за исполнение, хореографию и интерпретацию? С учетом всех допущенных им ошибок в его программе не было ни-че-го. Как судьи могли выставить ему оценку на 2 с половиной балла больше, чем Патрику Чену из Канады, который, хоть и с некоторыми ошибками, откатался очень красиво, исполнив одну из самых артистичных программ того вечера? Можно лишь гадать, что именно судейская бригада разглядела в его прокате. Возможно, в этот момент на экране компьютера они смотрели исполнение его произвольной на европейском чемпионате? Еще один грандиозный пасхальный подарок чемпиону Европы!
После него на льду появился Джонни Вейр из США. В начале программы он предпринял попытку исполнить четверной тулуп, приземлив его на две ноги и получив огромный съем баллов. Это был единственный элемент его проката, выполненный с серьезной ошибкой. Да, у Джонни было еще несколько не совсем удачных приземлений - на тройном риттбергере и тройном лутце, - а также заход с неправильного края лезвия на тройной флип. Джонни начал медленно, был крайне осторожен и выглядел напряженным. Лишь после исполнения тройного акселя напряжение спало, и остальную часть программы он откатал уверенно. Вейр обладает превосходной техникой, катается, используя оба края лезвия, великолепно меняет их при исполнении дорожек и в промежутках между прыжками при исполнении каскадов. Помимо этого он - один из самых изящных и артистичных фигуристов. Но его оценки за компоненты, хотя и дотянули в среднем до семи с половиной, оказались лишь пятыми среди лучших [а шестым за компоненты стал, напомню, Вернер].
Вслед за Вейром катался Дайске Такахаши из Японии, который занял третье место в короткой и считался одним из главных претендентов на золото. Такахаши приземлил прекрасный, высокий четверной тулуп, с которого начиналась его программа. Но после этого рассыпался и допустил серьезные ошибки при исполнении трех прыжковых элементов: упал на втором четверном и фактически завалил тройной аксель. Кроме того, он допустил серьезную ошибку в конце программы, исполнив незапланированную комбинацию тройной лутц-двойной тулуп. Ее расценили как четвертый и, соответственно, лишний каскад, и не дали за нее ни одного балла.
Судя по всему, именно это и стоило ему бронзовой медали. Несмотря на технические ошибки, он катался на большой скорости и до конца выдержал настроение программы. По компонентам он занял третье место и в результате стал четвертым, уступив Вейру 1,73 балла.
После него выступал Стефан Ламбьель из Швейцарии, чемпион мира 2005 и 2006 годов. Его программа тоже выглядела беспорядочно. Пять прыжковых элементов были оценены с минусами по ГОЕ. Он потерял два четверных тулупа, один из которых был засчитан как тройной. Серьезные ошибки были допущены при исполнении тройного акселя: еще одна программа, которую разрушили технические элементы, и все же за компоненты он получил 75.72 - чуть ли не по восьмерке за каждый компонент, - и по сумме баллов за компоненты стал четвертым, опередив Вейра. Уму непостижимо!
За Ламбьелем вышел Бриан Жубер. В его программе были запланированы три четверных, но он, отлично приземлив первый, двух остальных исполнять не стал. Вместо второго четверного тулупа он сделал тройной сальхов, еще один четверной он заменил каскадом тройной флип-тройной тулуп. А его последняя комбинация, которая должна была выглядеть как тройной сальхов-двойной тулуп-двойной риттбергер, в результате превратилась в двойной аксель-одинарный тулуп. Оба тройных флипа были выполнены с неправильного края лезвия. Вероятно, Бриан считал, что Джеффри Баттл не сможет победить без четверного, и упростил свою программу до критического уровня. Он откатал хорошо, ему дали 79.36 баллов за компоненты - самая высокая оценка из всех. Жубер стал лидером в общем зачете, выступить оставалось лишь Баттлу, и он, конечно, был уверен, что золотая медаль у него в кармане: это было видно по тому, как он целовал лед в конце выступления. Но все обернулось по-другому.
Канадец Джеффри Баттл вышел на лед и откатал очень чистую программу с восемью тройными прыжками, включая два тройных акселя и тройной флип-тройной тулуп в каскаде. Качество элементов было превосходно - так же, как и его катание. Его оценка за технику выглядела экстраординарно: 84.29 балла, на 10 баллов выше, чем у Жубера! Особенно с учетом того, что достигнута она была без четверного. Качество обошло сложность. Его произвольная была исполнена великолепно: наконец-то мы стали свидетелями произвольной, которую хочется смотреть еще и еще. Однако за компоненты он получил лишь вторую оценку, проигрывая Жуберу 0,58 балла. Это было бы смешно, если бы не было столь возмутительно.
На пресс-конференции после соревнований Жубер заявил о своем разочаровании, поскольку "Джеффри исполнил великолепную комбинацию, но не включил в программу четверной прыжок. Такова нынешняя система судейства: лучше сделать простой и чистый прыжок, не пытаясь при этом исполнить что-то сложное".
Жубер также выразил мнение, что за четверной должны давать больше баллов, и был абсолютно прав. Система ценности прыжков должна быть полностью пересмотрена. Несмотря на это, Баттл совершенно заслуженно получил первую оценку за технику благодаря качеству своего катания и исполнению элементов. Руководство ISU утверждает, что фигурное катание, будучи спортом, должно акцентироваться на качестве и мастерстве, но если фигурное катание сконцентрируется на единственном прыжке, определяющем конечный результат, наступит его смерть.
Джеффри сказал: "Фигурное катание - это множество элементов, не только прыжки. Я уверен, что завоевал титул справедливо, и я счастлив". И добавил: "Я начал заниматься фигурным катанием после того, как увидел Курта Браунинга и Брайана Орсера. Вы помните их программы, но не элементы. Это - то, во что я страстно влюблен". Правильно, Джеффри! И еще меня очень ободряет тот факт, что среди канадских спортивных чиновников эта философия является определяющей: Джессика Дюбэ и Брайс Дэвисон в парах, Тесса Вирту и Скотт Мойр в танцах, Джоанни Рошетт в женском одиночном и, конечно, Джеффри Баттл в мужском - прекрасные тому примеры. Определенный плюс для нашего вида спорта и замечательный успех для Канады. Мои поздравления.
Что касается танцев на льду, то, не будучи экспертом в этой области, я могу выразить свое мнение лишь как зритель. Некоторые программы были действительно прекрасными, с великолепным катанием. Больше всего мне понравились канадцы Вирту-Мойр, чемпионы Делобель-Шонфельдер и итальянцы Федерика Фаилла и Массимо Скали.
Чемпионатом мира завершился очередной сезон. В качестве общего замечания скажу лишь одно: крайне прискорбно наблюдать за тем, как все эти талантливейшие фигуристы, многие из которых творят настоящие чудеса, не имеют возможности проявить свои самые прекрасные качества, поскольку вынуждены концентрироваться на элементах, не являющихся их сильными сторонами, лишь для того, чтобы получить максимальное количество баллов. Музыка становится лишь фоновым шумом для большинства из них, идет сознательное убийство хореографической части, индивидуального стиля и творческого потенциала в спорте, для которого эти элементы очень существенны.
www.soniabianchetti.com
Перевод выполнен alexspade.livejournal.com